Одним из наиболее совершенных способов социального контроля, из числа возникших за последние полвека является блокирование реальной активности человека путем его концентрации на "собственной уникальности и исключительности", "внутреннем самосовершенствовании" и иных подобных формах времяпрепровождения. Паразитируя на свойственных каждому человеку нарциссических фантазиях, рассказы о необходимости самопознания и развития внутреннего мира на практике приводят к тому, что человек ничего не делает. Он воспроизводит типовые для каждого человека действия, насыщая их известными лишь ему одному и кругу его знакомых смыслами. При этом смыслы эти никак не объективируются вовне, существуя фактически лишь в сознании человека. Тем временем, анализ любой хоть сколько бы то ни было значимой личности убедительно указывает на то, что независимо от сферы занятости, реальные действия всегда рождают некий объективный, зачастую физически или символически ощутимый результат. Иначе говоря, "непризнанных гениев не бывает" (с). Таким образом, отделяя "факты личной биографии" от реальных достижений, человек в состоянии вырваться из цепочки мало значимого быта, чтобы применить себя к чему-то действительно большему, возможно даже - великому. Лучшим критерием для критической оценки происходящего с конкретным человеком может служить осознание наличия или отсутствия возможности влияния на происходящие в сфере его деятельности процессы. Неизбежной стороной признания является власть, фактическая возможность диктовать свою позицию по тому или иному вопросу, в зависимости от направления, как путем убеждения (в искусстве, науке, литературе, etc), так и принуждения (в политике, экономике). В случае если человек не располагает хоть малой частью этой власти все его душевные скитания и смятения обречены на тлен, в обратном случае - наличие результатов применения этого влияния является лучшим доказательством содержательной направленности действий человека. Но важно помнить, что любой процесс реального действия связан как с очевидными сопутствующими ему позитивными проявлениями, так и с целым рядом моментов, которые сложно называть приятными. Начнем с того, что любой подобный процесс требует грандиозного трудолюбия и концентрации. Это секрет того, что посредственности зачастую добиваются большего, чем талантливые. Поскольку первые благодаря своему упрямству и усидчивости продолжают действовать даже тогда, когда вторые пасуют при первых неудачах, "оскорбляясь на весь мир, что он их не понял". Действительная гениальность всегда сочетает в себе талант с внутренним упорством, постоянным движением к намеченной цели. Другим негативным моментом является необходимость разрыва цепочки социальных связей, существующей на текущий период. Разрывая монотонность предыдущего быта человек, желает он того или нет, физически оказывается в условиях иного окружения, иных связей и иных практик. Как правило, это происходит одновременно с рядом конфликтов, которые порождаются тем, что новая, иная форма действий не находит поминания и одобрения в круге устоявшихся связей. Деятельность такого человека, тем более если она хоть мало-мальски успешна, ставит под вопрос бездействие его окружения, их быт, их практики. К несчастью, редко что человек делает с той нездоровой активностью, как защищает свое право жить так, как прежде, сохраняя абсолютный статус кво своего мирка. Парадоксальным образом люди, которые в иных ситуациях могли бы поддерживать или даже защищать, в большинстве случаев начинают под эгидой "добрых советов" защищать личные амбиции, неудовлетворенность которых только подчеркивается чужими достижениями. Впрочем, выбор во всех этих случаях каждым принимается самостоятельно в зависимости от сложного сочетания целого ряда особенностей текущей ситуации. Печалит лишь то, что люди в своей жизни предпочитают скорее осуждать тех, кому удается чего-либо добиться, чем следовать их примеру, прикрывая собственную посредственность метафизическими построениями, которые на деле означают лишь одно: то, что по существу сказать на самом деле нечего.